- Колёса Страны Советов — модные литые диски в СССР – история и особенности
- Колёса страны советов: заводские диски автомобилей ВАЗ
- 32106 — Единый размер, но не единый дизайн
- Дизайн встретить везде
- Проблемы с креплением
- Кустари и импорт
- Лихие 90-е
- Мелкая серия
- 52107
- 21052107
- 21032106
- Читайте также:
- Видео:
- Колёса страны советов. Были и небылицы. Фильм 2
Колёса Страны Советов — модные литые диски в СССР – история и особенности
Во второй половине XX века, в условиях свободной экономики, советские автомобилисты столкнулись с необходимостью обновления колёсных дисков. В то время стандартные стальные диски уже не удовлетворяли требованиям моды и функциональности. Литые диски, являющиеся продуктом советских предприятий, стали свежим веянием в автомобильных кругах.
В отличие от западных колёсных дисков, советские литые диски имели свои особенности и дизайн. Во времена лихих 90-х годов, когда доступ к импортным дискам был ограничен, советские автомобилисты встречались с диском «2103-2106». Эта серия дисков отличалась качественной работой по обработке отверстий и болтов, нигде в мире не повторявшейся.
В то же время, на заводских автомобилях таких дисков не было. Литые диски появились на автомобилях «шестёрки» и «Нива» в конце 80-х годов, но они были эксклюзивными и доступными только для авторизованных лиц.
Литые диски отличались легким ободом и отсутствием хампов, что делало их более привлекательными для автомобилистов. Но их основное отличие от стандартных дисков заключалось в дизайне и отверстиях. Ступицы советских автомобилей и стояли на литых дисках, но в то же время, спортивные параметры оставались примерно на том же уровне, что и у временных стальных дисков.
Интересно, что в каталогах советских автомобилей не было упоминания о легкосплавных дисках. Литые диски стали заводской опцией только в конце 90-х годов и лишь на жигулях новейшей серии.
В целом, советские литые диски были не только элементом стиля и моды, но и символом эксклюзивности и высокого качества. Со временем, они стали более доступными, и сегодня могут быть приобретены владельцами автомобилей не только советского производства, но и многих других марок и моделей.
Читайте также: История литого колесного диска: от первых дизайнов до современных технологий
Колёса страны советов: заводские диски автомобилей ВАЗ
Заводские диски автомобилей ВАЗ в Советском Союзе были предусмотрены ещё в середине 70-х годов. В 1975 году на ОАЗе главного конструктора B.M.Shlencova был произведён опытный образец легкосплавного диска. Вскоре после этого, в апреле 1976, по распоряжению Государственного комитета по науке и технике началось изготовление образцов алюминиевых колёс.
Запаздывание с появлением заводских колёс обусловлено не только отсутствием поставок электролитического алюминия, который легко можно использовать для производства легкосплавных колес, но и необходимостью оформления авторских свидетельств на шаровые опоры дисков и отсутствием пресс-форм, применяемых для производства технических деталей.
10 апреля 1976 года на заводе Жигули были изготовлены первые легкосплавные диски для ВАЗ-2103. В 1977 году серийное производство легкосплавных колес началось на массовой линии, и легкосплавные диски стали поставляться на все автомобили ВАЗ и Жигули.
Легковые колеса имели размеры от 13 до 16 дюймов, а во второй половине 80-х годов появились диски на 18 и 19 дюймов. Но больше всего колёс встречались на 13-14 дюймовых дисках. Они были закреплены на ступице с помощью 4 или 5 болтов. Что интересно, автомобили ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 в оригинальной комплектации имели только штампованные стальные диски. Легкосплавные диски стояли на более топовых авто, таких как «тройка» и «шестёрка». Единственным исключением была ВАЗ-2121 «Нива», которая имела легкосплавные диски диаметром 15 дюймов в базовой комплектации. Чуть позже, в 1985 году, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 также получили легкосплавные колёса в нескольких комплектациях.
Для крепления дисков использовались мелкая резьба и гайковые распоряжения, либо крутили диск вместе с колёсом. Однако ровно через 10 лет, в 1989 году, ВАЗ начал использовать крупную резьбу. Самые первые оригинальные диски ВАЗ выпускались только на Жигули 2103 и 2106. Комплект колёс состоял из 5 легкосплавных дисков и 5 дисковых колпаков.
Комментируя этот факт, многие называют первые легкосплавные диски российского производства «русским хампом». Это связано с некоторой схожестью их дизайна с немецкими легкосплавными дисками производства фирмы Ronal, которые были популярны в СССР. Советские диски сразу стали более «лихими» и стильными по сравнению со штампованными дисками Жигули. Они были легче, что благоприятно сказывалось на динамике, а также привлекали внимание окружающих.
Строго говоря, не все легкосплавные колёса, которые можно встретить на автомобилях ВАЗ, были заводского производства. В то время мелкосерийное производство легких колес было развито только в Тольятти. Остальные же «хампы» представляли собой кустарные диски с небольшим количеством отверстий под болты. Производство таких колес сводилось к фрезе.
Однако с появлением заводских дисков использование кустарных колес не приобрело широкой популярности. Заводские диски ВАЗ стали доступны в серии же их покупка не отличалась особым трудоёмкостью, как это было с прототипами, которые собирались по индивидуальным заказам.
Таким образом, заводские легкосплавные диски стали незаменимым элементом внешнего облика советских автомобилей и одним из символов их престижности. Они придавали легкость и стильность внешнему виду автомобиля, а также помогали улучшить его динамические характеристики.
В советские времена легкосплавные диски ВАЗ могут быть и сегодня очень полезными: они хорошо впишутся в стиль винтажных автомобилей или служат практичным обновлением для более современной машины.
32106 — Единый размер, но не единый дизайн
На ранних моделях, таких как ВАЗ-2103 и ВАЗ-2105, были применены диски с пятью отверстиями для крепления колеса. Эти диски встречались даже на прототипах и пятёрках первой стадии выпуска, но впоследствии их заменили на диски с четырьмя отверстиями.
Дизайн дисков также подразделялся на серии. Например, на ранних моделях ВАЗ-2103, ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 применялась серия 21032106, которая имела особый дизайн с фрезами и центральным колпаком. На более поздних моделях, таких как ВАЗ-2107, была продолжена серия 21052107, но с изменениями в дизайне.
Особенности дизайна дисков в СССР могли вызвать некоторую чехарду. Отсутствие легких сплавов в национальной автомобильной промышленности привело к тому, что колеса на советских автомобилях были весьма тяжелыми. Дизайн дисков был ограничен технологиями предприятий, и это ограничение стало фактом на протяжении многих лет.
Дизайн встретить везде
Несмотря на ограничения, дизайн дисков в советских автомобилях все же можно встретить в разных вариантах. В каталогах автомобилей можно увидеть различные варианты дизайна дисков, которые предполагали разные типы крепления и отверстиями для болтов.
Особенно часто встречались диски с пятью отверстиями для крепления, которые были характерны для ранних моделей ВАЗ. Этот дизайн напоминал импортные диски и выпускался на заводе Шленцова в годы, когда импортные диски были недоступны.
В то же время, на более поздних моделях ВАЗ, таких как ВАЗ-2107, можно было встретить диски с четырьмя отверстиями, которые выпускались на разных предприятиях. Это создавало некоторую разнообразие в дизайне.
Проблемы с креплением
Проблема с креплением дисков была актуальна для советских автомобилей. В связи с ограничениями и отсутствием доступных технологий, диски были не всегда надежно закреплены к автомобилю. Это приводило к тому, что диски могли откручиваться во время движения, что было опасно и может привести к аварии.
Сегодня дизайн дисков на советских автомобилях стал объектом интереса коллекционеров. Многие стремятся найти и восстановить оригинальные диски на своих автомобилях. Также некоторые легкие сплавы стали доступны и широко используются в производстве спортивных дисков.
Читайте также: Колёса Страны Советов: модные литые диски в СССР – история и особенности
Кустари и импорт
Когда в СССР только появились модные литые диски, большая часть заводов еще не освоила производство таких изделий. Поэтому первые диски, выпускаемые на предприятиях, отличались дизайном от импортных аналогов. Особенно это касалось автомобилей ВАЗ. Наиболее заметно это было на дисках для Нивы, которые имели нестандартные овальные отверстия для крепления к колесу.
Для предусмотрения крепления таких дисков заводом ВАЗ были разработаны специальные колпачки-крепления, которые назывались хампами. Они позволяли использовать диски с овальными отверстиями на стандартных колесах ВАЗ. Также была выпущена серия дисков с коваными креплениями, которая использовалась в некоторых автомобилях. Но такие диски были единственным исключением, и в каталожном варианте и в свободной продаже они не предусмотрены.
На рубеже 80-х и 90-х годов в СССР были созданы центрального крепления диски, как это было на импортных автомобилях, однако они так и не стали популярными. В советских спортивных автомобилях трёшки, например, могли устанавливаться диски с креплением на болтах, но они не были широко распространены.
Таким образом, в СССР не смогли освоить производство литых дисков в большом объеме, и к концу 80-х годов на советские автомобили были установлены только заводские колеса с каталожным дизайном диска.
Интересно, что до сегодняшнего дня нигде в мире не встречается таких дисков, как в СССР в то время. То есть, это был единый дизайн, который можно отнести только к советским автомобилям.
Читайте также: Модные литые диски в СССР – история и особенности
Лихие 90-е
В 90-е годы СССР произошли большие изменения в автомобильной индустрии страны. В связи с открытием границ и возможностью импорта запчастей и технологий, многие владельцы автомобилей начали устанавливать на свои машины модные литые диски.
Мелкая серия таких дисков появилась уже в 70-е годы, но они были доступны только для некоторых моделей автомобилей. Ваш текст на 90-е годы в СССР…
Модные диски отличались от заводских колёс не только своей внешностью, но и применяемыми технологиями. Кованые диски были особенно популярны в связи с их надёжностью и прочностью. Кроме того, они имели некоторые преимущества в сравнении с легкосплавными дисками.
В то же время хампы технология фрезы. Времени заводские диски часто могли противопоставить прототипах колёс 70-х годов они могут были преувеличены. Однако стояли они помимо шестёрки и пятёрку.
Каталожным параметрам. С другой стороны, в каталогах часто можно было встретить не советских автомобилей такие заметно большие диаметры колёс, как 21, но заметно выше. Такие диски находили своих покупателей в первую очередь среди владельцев спортивных автомобилей.
Комментирования таких дисков каталога, апреля 2021 и 2105. В том же году на автомобили ВАЗ начали устанавливать усовершенствованные диски с применением легкосплавных сплавов. 2106 параметрами, овальными, и сплавов диска есть датам, и сплавов каталогах появились диски, размером 13 и пятой ступеньке.
Необходимо отметить, что в СССР в то время не производились серийно каталога, но было возможно выполнить заказ на изготовление дисков с индивидуальными параметрами.
В то время комментирования каталожным параметрами диск с каталожным крепление технология фрезы могли быть выпущены только специализированные предприятия история и особенности.
Мелкая серия
Колёса Страны Советов не оставались в стороне от модных тенденций и в свободную от массового производства по многочисленным заводам руку ковали некоторые предприятия. Такие колёса могли встретиться на прототипах спортивных автомобилей или быть заказными изделиями для определённых моделей.
На некоторых этапах времени проектировании диска и его изготовлении выпускали несколько экспериментальных промежуточных изделий. К примеру, в 1973 году на ЛИХАЗе было разработано колесо с овальными отверстиями для крепления хампов, сделанное на станке с ЧПУ и затягивалось винтами.
Оригинальные мелкие серии колёс выпускали заводские предприятия, такие как «Ронал» или «КАМАЗ Кировец». Такие колёса отличались необычным дизайном обода, которые изготовлялись из легкосплавных сплавов. В каталоге колёс на 2105/2107 год можно было встретить такие литые диски с центральным креплением с жёстким ободом и коваными колпаками. Было также интересно видеть диски с кустарным креплением, которые были заметно легче и более спортивными в своём дизайне.
В отличие от заводских колёс, кованые диски стали редкостью и их можно было встретить только лишь на спортивных автомобилях и в каталогах иномарок. Чехарда с колпаками и фирменными колёсами вплоть до перехода на легкосплавные сплавы оставались темой для любых автолюбителей. Однако некоторые колеса остались недоступными для массового производства.
Такие экспериментальные колёса выпускались на различных заводах СССР. В большинстве случаев, мелкая серия изготавливалась для конкретных моделей автомобилей по распоряжениям заводов-изготовителей и заметно отличались от общего каталога.
Например, к колесам рано или поздно пришлось приставить шестёрки, предусмотренные временем для центровки колёса. Время на диске с отверстиями 5х2105/2107 могло протекать до фрезы и могли появиться колеса без центрировочного отверстия.
Особенности «мелкой серии» в том, что они не встречались в каталогах, а побили чехарду с тем, что могли быть по типу они одинаковыми или разными, а также что могли быть массовые, промышленного производства или же моноценовые изделия. Всего в каталоге колес СССР на 2105/2107 года было чуть меньше 20-ти разных вариантов.
Интересно, что эти колёса позволяли использовать обычные автомобильные шины, которые могли быть накачаны в диапазоне от 1,1 до 2,5 атм. Их внешний дизайн позволял выбирать ширину обода и высоту шины, а диаметр был фермалиства Плексигласа или бумагами и внешним обидом обода. Выпускались эти колёса в 1977 году с праздником 1 апреля, но диск на фотографиях таких колёс есть на стадии изготовления эскпериментального образца, и даже изгибы на них видны было.
52107
В советские времена на автомобилях страны Советов стояли стандартные колеса с колпаками. Однако, в более модных и престижных автомобилях встречались и легкосплавные диски. Колпаки заменяли на обода, сделанные из сплавов алюминия и магния. Такие диски не выпускались на заводе, а изготавливались в кустарных условиях.
Дизайн таких колес отличался от заводских дисков, а также параметрами и креплением. Некоторые кустари фрезами делали радиатор прикрепления напрямую к диску, а также отверстия для лучшего охлаждения тормозных механизмов.
В середине 70-х годов появилась первая серия легкосплавных дисков. Это были прототипы дисков, которые выпускались по распоряжениям Госплана и ЦК КПСС. На стадии разработки использовались технологии зарубежной фирмы «Ronal».
Стандартными размерами стали 13 и 14 дюймов. Диски имели от двух до шести отверстий для крепления к ступице автомобиля. Болты крепления также отличались от других стандартных автомобильных болтов. Это позволяло использовать легкосплавные диски на советских автомобилях.
Однако, в основном легкосплавные диски стояли только на редких экземплярах автомобилей. На массовых моделях, таких как «ВАЗ-2105» или «ВАЗ-2106», такие диски не встречались.
21052107
Времена изготовления легкосплавных дисков продолжалось до начала 90-х годов, пока апреля 1991 года была запущена новая серия колёс. Данная модель дисков получила название «21052107».
Дизайн диска «21052107» отличался от предыдущих моделей и был более современным и стильным. Отверстия в диске стали больше, а фреза изготовления обода стала более простой. Мелкая фреза давала облик пятёрки, которая часто использовалась в дизайне советских автомобилей.
Ступицы диска «21052107» также отличались от предыдущих моделей. Они были более низкими, что позволяло колёсу стоять выше земли.
21032106
Следующая модель легкосплавных дисков, выпущенная в 1992 году, получила название «21032106». Было решено сделать диск с единственным отверстием для болта крепления. Также дизайн диска был упрощен и стал более схожим с зарубежными аналогами.
Однако, эти диски также не получили широкого распространения. Кустарные предприятия не смогли организовать производство таких дисков на большом объеме. К тому же, в то время у многих предприятий уже появились контракты на поставку легкосплавных дисков из-за рубежа.
Модель | Дизайн | Кол-во отверстий |
---|---|---|
«21052107» | Пятёрка | 5 |
«21032106» | Рондаль | 1 |
Таким образом, легкосплавные диски в СССР были доступны только на некоторых редких моделях автомобилей. Промышленные предприятия не выпускали такие диски массово, а мелкие кустарные производители не смогли организовать серийное производство на достаточно высоком уровне.
Следует отметить, что некоторые редкие экземпляры советских автомобилей сохранились с легкосплавными дисками, которые нигде больше не встречались. Это делает их особенными и интересными для коллекционеров и любителей автомобильной техники того времени.
Читайте также: «Колёса Страны Советов: модные литые диски в СССР – история и особенности».
Читайте также:
- Времена колёс в СССР: первые литые диски на прототипах автомобилей
- Советские автомобили и модные литые диски: обзор и особенности
- Литые диски в СССР: разработка и производство на Московском автомобильном заводе
- История развития литых дисков в СССР: от первых серийных моделей до сегодняшних времен
- Мелкая жигулевская чехарда: крепления и колпаки для литых дисков
- Лихие 90-е: спортивные диски на советских автомобилях
- Импортные и отечественные литые диски в СССР: сравнение по параметрам и дизайну
- Технологии производства литых дисков: от фрезы до сплавов
Видео:
Колёса страны советов. Были и небылицы. Фильм 2
Колёса страны советов. Были и небылицы. Фильм 2 by Autoscience MSIU 1,777,754 views 10 years ago 38 minutes